Зачем изучать экономику?
Мир
экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов
этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни
решения. «Каждому взрослому человеку в течение жизни приходится отвечать на
разнообразные экономические вопросы. Выводы, к которым он при этом приходит,
отражаются на его голосовании в качестве избирателя, на его работе, на
активности в профсоюзах и других общественных организациях, а также на
экономических решениях, принимаемых им в качестве потребителя, производителя,
вкладчика, либо инвестора. Эффективная работа всей нашей экономической системы и
личное благосостояние ее членов зависят от того, насколько качественным будет
индивидуальное решение, принимаемое в подобных случаях. Экономическое
образование как раз и призвано помочь людям «…стать вдумчивыми читателями газет
и журналов, восприимчивыми телезрителями, разборчивыми радиослушателями и
научить их критическому осмыслению политических событий. Подобное отношение
требует множества знаний и навыков, среди которых: умение выделить экономические
аспекты отдельных вопросов, стремление использовать обоснованный и
беспристрастный подход при их рассмотрении, понимание основных экономических
концепций и структуры данной экономической системы, а также способность
применять в различных сочетаниях элементы экономических знаний к конкретным
ситуациям. Если нам удастся достичь поставленной цели, то молодые люди смогу
осознанно и с пониманием относиться как к современным, так и к извечным
экономическим проблемам».1
История становления экономического
образования в Центре
В
Центре образования № 548 «Царицыно» экономика как предмет был введен в школьный
курс с 1993 в качестве эксперимента в одном 10 классе (2 часа в неделю). В 1994
году курс экономики преподавался уже в двух класса 10 и 11 параллелях по 2
академических часа, а также в качестве спецкурса для всех желающих. С 1995 года
преподавание экономической дисциплины охватило все 11 классы, оставаясь,
по-прежнему, двухчасовым курсом (в неделю). Позже, когда экономика вошла в
региональный компонент школьного образования, этот предмет стали преподавать в
том же объеме, что и в некоторых школах города – с 9 по 11 класс по 1 часу в
неделю.
В 1994 году был организован
класс с углубленным изучением экономики, который в дальнейшем расширил свои
образовательные рамки, став экономико-правовым.
Необходимость создания этого направления была вызвана интересом к изучению
экономики, как со стороны учеников, так и со стороны родителей.
Базовое экономическое образование
В
соответствии с
Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в
федеральном базисном учебном плане было увеличено количество учебных часов на
освоение обучающимися предметов социально-экономического
цикла. Тем самым были узаконена ситуация, сложившаяся в нашем Центре, в области
экономического образования.
Базовый общеобразовательный курс по
экономике отражает обязательную для всех школьников инвариативную часть
образования, направленную на завершение общеобразовательной подготовки
обучающихся. Преподавание его осуществляется в параллелях 9-11 классов согласно
обязательному минимуму содержания образовательной программы по экономике.
Преподавание дисциплины ведется на
основе программы «Современная экономика», разработанная сотрудниками
Международного центра экономического и бизнес образования (МЦЭБО) С.Равичевым и
Т.Протасевич и рекомендованной Министерством образования РФ. Основной учебной
литературой для школьников являются учебники В.С.Автономова «Введение в
экономику» (издательство «ВИТА»), С.И. Иванов «Основы экономической теории» (в
2-х частях, издательство «ВИТА»), И.В.Липсиц «Экономика» (в 2-х частях,
издательство «ВИТА»).
Во всех параллелях используется
программа, рассчитанная на изучение экономики 32 часа в год: 1 час в неделю. В 9
классах она включает в себя ознакомление учащихся с несколькими важнейшими
экономическими концепциями микро- и макроэкономики и носит скорее прикладной
характер. В 10 и 11 классах идет углубление и расширение ранее полученных
теоретических знаний, хотя незабытым остается и прикладная составляющая курса.
На уроках школьников знакомят с Гражданским кодексом Российской федерацией, с
основами российского налогообложения, Законом о потребителях и т.д.
Предпрофильная подготовка
Реализация идеи профильности
старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью
совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в
отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Необходимым условиями создания
образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося
основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через
организацию курсов по выбору. На сегодняшний день предпрофильная подготовка
учащихся в области экономических дисциплин в нашем Центре охватывает
параллели 8 и 9 классов и осуществляется как через систему спецкурсов (8 и 9
классы), так и углубленного изучения экономики в 9-ых предпрофильных
классах.
Итоговая аттестация выпускников
основной школы и организация поступления в старшую профильную
школу (экономический профиль)
Переход из основной школы в старшую
профильную школу с углубленным изучением экономики
осуществляется по итогам экзаменов по математике, русскому языку
и экономике, позволяющим оценить уровень готовности учащихся к
продолжению образования по экономическому профилю. Важную роль
при зачислении играет введение накопительной оценки (портфолио -
«портфель достижений»), которая учитывает различные достижения
учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию
рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по
выбору и т.п.
Профильное экономическое образование в
старшей ступени
Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации
обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании
и организации образовательного процесса
более полно учитываются
интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия
для обучения старшеклассников в соответствии с их
профессиональными интересами и намерениями в отношении
продолжения образования. Профильное обучение направлено на
реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При
этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником
индивидуальной образовательной траектории.
С 1996 года
Центр является базовой школой Государственного университета –
Высшая школа экономики. Поэтому, обучение в экономическом
профиле осуществляется с ориентацией, прежде всего, на данный
ВУЗ.
Профильное экономическое образования в Центре осуществляется
через углубленное изучение экономики в 10 и 11 классах (по 3
часа в неделю), а также посредством организации и проведении
элективных курсов, таких как «Менеджмент», «Маркетинг».
Элективные курсы – обязательные для посещения модули по выбору
учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени
школы. Кроме того, учащимся предлагаются дополнительные курсы,
которые они могут посещать по желанию, например: «Решение задач
и тестов повышенной сложности по экономике».
В
процессе обучения школьники принимают активное участие в
олимпиадах по экономике и предпринимательству, в диагностических
тестированиях, проводимых ГУ-ВШЭ и Московским городским
педагогическим университетом, для которого наш Центр также
является базовой школой. Традицией стало участие ребят в
проектной деятельности. Это дает им возможность глубже и
всестороннее изучить предметы и выбрать навыки для написания
подобных работ в институтах. Лучшие работы учащихся ежегодно
представляются на конкурсы и конференции различного уровня, в
том числе и всероссийского. Среди наших учеников – победители
Всероссийского конкурса «Россия на пороге XXI
века», Вольного экономического общества, Всероссийского конкурса
«Первые шаги», городских и окружных конференций. Некоторые
работы публикованы в издании «Материалы Вольного экономического
общества».
Используются и внеклассные формы обучения: метод погружения на
школьной загородной базе в г. Видное, где учащиеся обсуждают
экономические проблемы, принимают участие в деловых играх,
компьютерных экономических играх, проводят тематические
праздники, интенсивно готовятся к единым экзаменам. Реализуется
экскурсионно-познавательная программа, включающая в себя
посещение Музея отечественного предпринимательства, Музея
меценатства и предпринимательства и др. Организуются встречи с
предпринимателями, политиками, преподавателями экономики из США,
посещение Совета Федераций. Наши школьники принимают участи в
межшкольных играх школьников в области экономического
образования.
Изучение
предмета осуществляется по программе «Современная экономика» с
учетом программы вступительных экзаменов в ГУ-ВШЭ, так как школа
является базовой данного Вуза.
Каждый ученик
обеспечен такими учебниками, как «Экономика», в 2-х книгах,
автор – Липсиц И.В., издательство – М.: Вита – Пресс, 2000, и
«Право и экономика», в 2-х книгах, авторы – Кашанина Т.В.,
Кашанин А.В., - М.: Вита – Пресс, 2000. В школьной библиотеке
учащиеся могут воспользоваться учебниками Любимова Л.Л.,
Савицкой Е.В., Автономова В.С., сборниками задач Мицкевича А.А.,
экономическими словарями, литературой по предпринимательству и
экономическим учениям, справочной литературой по праву.
Учителя экономики
Хорошо подготовленный учитель является во многом залогом
успешного образовательного процесса. Американские исследования
свидетельствуют о том, что прежде, чем выявить понимания
учащимися экономики, учителям требуется как минимум 120-150
часов подготовки.
В школе работают 4 учителя экономики:
ФИО |
Категория |
ВУЗ, год окончания |
Шубенкова Н.М. |
Высшая |
МГУ, 1977
г. |
Старостина Е.В. |
Высшая |
Московский институт
управления, 1983 г. |
Попова Е.М. |
12 разряд |
Московский
экономико-статистический институт, 1995. |
Ладошкина Е.Н |
12 разряд |
Измаилский педагогический
институт, 1995 г. |
Несмотря на то,
что учителя экономики школы обладают опытом преподавания,
обладают знаниями экономики, педагогики, методики оценки,
проблем школьной программы, методических материалов на уровне
всех классов и т.п., они постоянно повышают свою квалификацию и,
прежде всего, в рамках ежегодных семинаров, проводимых
Московским государственным университетом – Высшей школы
экономики (ГУ-ВШЭ).
Выпускники
Выпускники экономического профиля
становятся студентами и выпускниками многих экономических факультетов или
экономических ВУЗов Москвы: ГУ-ВШЭ, МГИМО, Налоговой академии, экономического и
географического факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова, экономической академии им.
Г.В.Плеханова, ГАУ, ГУУ и т.п.
Высшее
экономическое образование часто выбирают и выпускники других профильных
направлений: математического, гуманитарного и общеобразовательного.
Процент поступления
учащихся Центра в Вузы (факультеты) различного направления в
2004 году
Советы родителям
Выбирая в качестве профильного образования экономическое,
рекомендуем сочетать углубленное изучение экономики с
углублением в области математики, иностранных языков
и права (экономико-математическое направление). Если
дальнейшее образование ребенка планируется в области
экономико-правого направления, то углубление должно охватывать
такие образовательные предметы, как история и
обществознание.
1 Филип
Сандерс и др.«Основные экономические понятия» - Аспект Пресс,
М., 1995
Обзор подготовили:
Шубенкова Н.М.
– зав. кафедрой экономики и географии, учитель экономики и
географии.