Зачем изучать экономику?
История становления экономического образования в Центре
Базовое экономическое образование
Предпрофильная подготовка
Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу
Профильное экономическое образование в старшей ступени
Учителя экономики
Выпускники
Процент поступления учащихся Центра в Вузы различного направления в 2004 году
Советы родителям

Зачем изучать экономику?

Мир экономики – это мир, в котором мы живем, учимся и работаем. И понимание законов этого мира помогает людям принимать некоторые наиболее важные в их жизни решения. «Каждому взрослому человеку в течение жизни приходится отвечать на разнообразные экономические вопросы. Выводы, к которым он при этом приходит, отражаются на его голосовании в качестве избирателя, на его работе, на активности в профсоюзах и других общественных организациях, а также на экономических решениях, принимаемых им в качестве потребителя, производителя, вкладчика, либо инвестора. Эффективная работа всей нашей экономической системы и личное благосостояние ее членов зависят от того, насколько качественным будет индивидуальное решение, принимаемое в подобных случаях. Экономическое образование как раз и призвано помочь людям «…стать вдумчивыми читателями газет и журналов, восприимчивыми телезрителями, разборчивыми радиослушателями и научить их критическому осмыслению политических событий. Подобное отношение требует множества знаний и навыков, среди которых: умение выделить экономические аспекты отдельных вопросов, стремление использовать обоснованный и беспристрастный подход при их рассмотрении, понимание основных экономических концепций и структуры данной экономической системы, а также способность применять в различных сочетаниях элементы экономических знаний к конкретным ситуациям. Если нам удастся достичь поставленной цели, то молодые люди смогу осознанно и с пониманием относиться как к современным, так и к извечным экономическим проблемам».1

История становления экономического образования в Центре

В Центре образования № 548 «Царицыно» экономика как предмет был введен в школьный курс с 1993 в качестве эксперимента в одном 10 классе (2 часа в неделю). В 1994 году курс экономики преподавался уже в двух класса 10 и 11 параллелях по 2 академических часа, а также в качестве спецкурса для всех желающих. С 1995 года преподавание экономической дисциплины охватило все 11 классы, оставаясь, по-прежнему, двухчасовым курсом (в неделю). Позже, когда экономика вошла в региональный компонент школьного образования, этот предмет стали преподавать в том же объеме, что и в некоторых школах города – с 9 по 11 класс по 1 часу в неделю.

В 1994 году был организован класс с углубленным изучением экономики, который в дальнейшем расширил свои образовательные рамки, став экономико-правовым. Необходимость создания этого направления была вызвана интересом к изучению экономики, как со стороны учеников, так и со стороны родителей.

Базовое экономическое образование

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года в федеральном базисном учебном плане было увеличено количество учебных часов на освоение обучающимися предметов социально-экономического цикла. Тем самым были узаконена ситуация, сложившаяся в нашем Центре, в области экономического образования.

Базовый общеобразовательный курс по экономике отражает обязательную для всех школьников инвариативную часть образования, направленную на завершение общеобразовательной подготовки обучающихся. Преподавание его осуществляется в параллелях 9-11 классов согласно обязательному минимуму содержания образовательной программы по экономике.

Преподавание дисциплины ведется на основе программы «Современная экономика», разработанная сотрудниками Международного центра экономического и бизнес образования (МЦЭБО) С.Равичевым и Т.Протасевич и рекомендованной Министерством образования РФ. Основной учебной литературой для школьников являются учебники В.С.Автономова «Введение в экономику» (издательство «ВИТА»), С.И. Иванов «Основы экономической теории» (в 2-х частях, издательство «ВИТА»),  И.В.Липсиц «Экономика» (в 2-х частях, издательство «ВИТА»).

Во всех параллелях используется программа, рассчитанная на изучение экономики 32 часа в год: 1 час в неделю. В 9 классах она включает в себя ознакомление учащихся с несколькими важнейшими экономическими концепциями микро- и макроэкономики и носит скорее прикладной характер. В 10 и 11 классах идет углубление и расширение ранее полученных теоретических знаний, хотя незабытым остается и прикладная составляющая курса. На уроках школьников знакомят с Гражданским кодексом Российской федерацией, с основами российского налогообложения, Законом о потребителях и т.д.

Предпрофильная подготовка

Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит  выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности.

Необходимым условиями создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору. На сегодняшний день предпрофильная подготовка учащихся в области экономических дисциплин в нашем Центре охватывает параллели 8 и 9 классов и осуществляется как через систему спецкурсов (8 и 9 классы), так и углубленного изучения экономики в 9-ых предпрофильных классах.

Итоговая аттестация выпускников основной школы и организация поступления в старшую профильную школу (экономический профиль)

Переход из основной школы в старшую профильную школу с углубленным изучением экономики осуществляется по итогам экзаменов по математике, русскому языку и экономике, позволяющим оценить уровень готовности учащихся к продолжению образования по экономическому профилю. Важную роль при зачислении играет введение накопительной оценки (портфолио - «портфель достижений»), которая учитывает различные достижения учащихся по исполнению тех или иных проектов, написанию рефератов, творческих работ, реальные результаты на курсах по выбору и т.п.

Профильное экономическое образование в старшей ступени

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. Профильное обучение направлено на реализацию личностно-ориентированного учебного процесса. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.

С 1996 года Центр является базовой школой Государственного университета – Высшая школа экономики. Поэтому, обучение в экономическом профиле осуществляется с ориентацией, прежде всего, на данный ВУЗ.

Профильное экономическое образования в Центре осуществляется через углубленное изучение экономики в 10 и 11 классах (по 3 часа в неделю), а также посредством организации и проведении элективных курсов, таких как  «Менеджмент», «Маркетинг». Элективные курсы – обязательные для посещения модули по выбору учащихся, входящие в состав профиля обучения на старшей ступени школы. Кроме того, учащимся предлагаются дополнительные курсы, которые они могут посещать по желанию, например: «Решение задач и тестов повышенной сложности по экономике».

В процессе обучения школьники принимают активное участие в олимпиадах по экономике и предпринимательству, в диагностических тестированиях, проводимых ГУ-ВШЭ и Московским городским педагогическим университетом, для которого наш Центр также является базовой школой. Традицией стало участие ребят в проектной деятельности. Это дает им возможность глубже и всестороннее изучить предметы и выбрать навыки для написания подобных работ в институтах. Лучшие работы учащихся ежегодно представляются на конкурсы и конференции различного уровня, в том числе и всероссийского. Среди наших учеников – победители Всероссийского конкурса «Россия на пороге XXI века», Вольного экономического общества, Всероссийского конкурса «Первые шаги», городских и окружных конференций. Некоторые работы публикованы в издании «Материалы Вольного экономического общества».

Используются и внеклассные формы обучения: метод погружения на школьной загородной базе в г. Видное, где учащиеся обсуждают экономические проблемы, принимают участие в деловых играх, компьютерных экономических играх, проводят тематические праздники, интенсивно готовятся к единым экзаменам. Реализуется экскурсионно-познавательная программа, включающая в себя посещение Музея отечественного предпринимательства, Музея меценатства и предпринимательства и др. Организуются встречи с предпринимателями, политиками, преподавателями экономики из США, посещение Совета Федераций. Наши школьники принимают участи в межшкольных играх школьников в области экономического образования.

Изучение предмета осуществляется по программе «Современная экономика» с учетом программы вступительных экзаменов в ГУ-ВШЭ, так как школа является базовой данного Вуза.

Каждый ученик обеспечен такими учебниками, как «Экономика», в 2-х книгах, автор – Липсиц И.В., издательство – М.: Вита – Пресс, 2000, и «Право и экономика», в 2-х книгах, авторы – Кашанина Т.В., Кашанин А.В.,  - М.: Вита – Пресс, 2000. В школьной библиотеке учащиеся могут воспользоваться учебниками Любимова Л.Л., Савицкой Е.В., Автономова В.С., сборниками задач Мицкевича А.А., экономическими словарями, литературой по предпринимательству и экономическим учениям, справочной литературой по праву.

Учителя экономики

Хорошо подготовленный учитель является во многом залогом успешного образовательного процесса. Американские исследования свидетельствуют о том, что прежде, чем выявить понимания учащимися экономики, учителям требуется как минимум 120-150 часов подготовки.
В школе работают 4 учителя экономики:

ФИО

Категория

ВУЗ, год окончания

Шубенкова Н.М.

Высшая

МГУ, 1977 г.

Старостина Е.В.

Высшая

Московский  институт управления, 1983 г.

Попова Е.М.

12 разряд

Московский экономико-статистический институт, 1995.

Ладошкина Е.Н

12 разряд

Измаилский педагогический институт, 1995 г.

Несмотря на то, что учителя экономики школы обладают опытом преподавания, обладают знаниями экономики, педагогики, методики оценки, проблем школьной программы, методических материалов на уровне всех классов и т.п., они постоянно повышают свою квалификацию и, прежде всего, в рамках ежегодных семинаров, проводимых Московским государственным университетом – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ).

Выпускники

Выпускники экономического профиля  становятся студентами и выпускниками многих экономических факультетов или экономических ВУЗов Москвы: ГУ-ВШЭ,  МГИМО, Налоговой академии, экономического и географического факультетов МГУ им. М.В.Ломоносова, экономической академии им. Г.В.Плеханова, ГАУ, ГУУ и т.п.
Высшее экономическое образование часто выбирают и выпускники других профильных направлений: математического, гуманитарного и общеобразовательного.

Процент поступления учащихся Центра в Вузы (факультеты) различного направления в 2004 году

Советы родителям

Выбирая в качестве профильного образования экономическое, рекомендуем сочетать углубленное изучение экономики с углублением в области математики, иностранных языков и права (экономико-математическое направление). Если дальнейшее образование ребенка планируется в области экономико-правого направления, то углубление должно охватывать такие образовательные предметы, как история и обществознание.
 

1 Филип Сандерс и др.«Основные экономические понятия» - Аспект Пресс, М., 1995

Обзор подготовили:
Шубенкова Н.М. – зав. кафедрой экономики и географии, учитель экономики  и географии.

Старостина Е.В. – учитель экономики.