Факультативный курс для 9(10)-х классов общеобразовательных школ

Пояснительная записка

Слабое владение школьниками приемами математического (аналитического и особенного графического) анализа вообще и современных экономических процессов в частности; временная ограниченность базового курса (в большинстве школ это 34 часа в течение  учебного года) приводят к необходимости в дополнительных занятиях для тех учащихся, которые желают освоить курс теоретической экономики более фундаментально и разносторонне. Курс «Экономические задачи»  является составной частью школьного базового курса «Введение в экономику» для 9-ых (10-ых) классов, носит межпредметный характер и рассчитан на 34 академических часа.

Целью курса является:

  • более глубокое и осознанное  усвоение фундаментальных знаний;

  • применение фундаментальных знаний в практической деятельности;

  • формирование навыков и умений решения математических задач в области экономической теории;

  • овладении навыками самостоятельной познавательной деятельности;

  • способствование формированию таких познавательных категорий, выделенных Бенджамином Блюмом, как анализ, синтез, оценка.

Для курса выбраны только несколько фундаментальных экономических понятия:

  • альтернативная стоимость;

  • спрос, предложение, равновесная цена, эластичность;

  • экономические и бухгалтерские издержки и прибыль;

  • банковский процент и ставка процента;

  • реальные и номинальные величины уровня цен и валового внутреннего продукта (ВВП);

  • расчет ВВП методом потока расходов;

  • обменные курсы валют.

Вначале каждой темы целесообразно показать логику выполнения задания на примере решения конкретной задачи, обращаясь по ходу объяснения к теоретическому материалу, изученному на уроках. Затем перейти к самостоятельной работе учащихся, результаты которой обсуждаются совместно. Важно, чтобы при этом обсуждении школьники поясняли свой ход выполнения задания. Двигаясь от простых заданий к более сложным, учитель обязан учитывать возрастные особенности детей, поэтому наборы задач для учащихся 9 и 10 классов должны несколько отличаться.

Примерное тематическое планирование курса

 

№ темы

Тема занятий

Количество часов

№ занятий

1

Альтернативная стоимость

2

1-2

2

Кривая производственных возможностей

2

3-4

3

Абсолютное и сравнительное преимущество. Специализация и обмен.

2

5-6

 

Обобщение и корректировка знания по темам 1-3

1

7

4

Равновесная цена (графическая и аналитическая интерпретация). 

2

8-9

5

Изменение равновесной цены под влиянием рыночных и нерыночных факторов. Дефицит и излишки.

2

10-11

6

Выигрыш (излишек) потребителя и Выигрыш (излишек) производителя.

2

12-13

 

Обобщение и корректировка знания по темам 4-6

1

14

7

Бухгалтерские и экономические издержки.

3

15-17

8

Банковский процент и ставка процента

3

18-20

 

Обобщение и корректировка знания по темам 7-8

1

21

9

Реальные и номинальные величины.

1

22

10

Реальный и номинальный уровень цен

2

23-24

11

Реальный и номинальный ВВП

2

25-26

12

Расчет ВВП методом потока расходов

2

27-28

 

Обобщение и корректировка знания по темам 9-12

1

29

13

Обменные курсы валют.

2

30-31

 

Обобщение и корректировка знания по темам курса

1

32

 

Резерв

2

 

Рекомендуемая литература

  1. Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М. Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М.: «Вита-Пресс», 1995.Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика в задачах: 50 непростых задач о предложении денег и средних ценах, издержках и прибыли, спросе и предложении, производстве и инфляции, экспорте и импорте. – М.: Начала-Пресс, 1995.
  2. Мерзляков В.Ф. Задачи и вопросы по экономике: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1997.
  3. Мицкевич А.А. Сборник заданий по экономике: - М.: «Вита-Пресс», 1997.
  4. Сборник математических задач по экономике. Кн. для учителей и учащихся 6-11 классов /Под общ. Ред. И.Б.Соловьевой, А.В.Будариной и др. – М.: Центр инноваций в педагогике, 1997.
  5. Практикум по основам экономической теории: Учебное пособие для 10-11 кл. общеобразоват. Учрежд. С углубленным изучением экономики.Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред. С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 1999.
  6. Равичев С.А., Михеева С.А. Современная экономика. Пособие для преподавателей и учащихся старших классов. – М.: МЦЭБО, 1999.
  7. Равичев С.А., Григорьев С.Э., Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике с решениямию – М.; Наталис, 1998.