|

Факультативный курс для 9(10)-х классов общеобразовательных школ
Пояснительная записка
Слабое владение школьниками приемами математического
(аналитического и особенного графического) анализа вообще и
современных экономических процессов в частности; временная
ограниченность базового курса (в большинстве школ это 34 часа в
течение учебного года) приводят к необходимости в
дополнительных занятиях для тех учащихся, которые желают освоить
курс теоретической экономики более фундаментально и
разносторонне. Курс «Экономические задачи» является составной
частью школьного базового курса «Введение в экономику» для 9-ых
(10-ых) классов, носит межпредметный характер и рассчитан на 34
академических часа.
Целью курса является:
-
более глубокое и осознанное усвоение фундаментальных знаний;
-
применение фундаментальных знаний в практической деятельности;
-
формирование навыков и умений решения математических задач в
области экономической теории;
-
овладении навыками самостоятельной познавательной
деятельности;
-
способствование формированию таких познавательных категорий,
выделенных Бенджамином Блюмом, как анализ, синтез, оценка.
Для курса выбраны только несколько фундаментальных экономических
понятия:
-
альтернативная стоимость;
-
спрос, предложение, равновесная
цена, эластичность;
-
экономические и бухгалтерские
издержки и прибыль;
-
банковский процент и ставка
процента;
-
реальные и номинальные величины
уровня цен и валового внутреннего продукта (ВВП);
-
расчет ВВП методом потока
расходов;
-
обменные курсы валют.
Вначале каждой темы целесообразно показать логику выполнения
задания на примере решения конкретной задачи, обращаясь по ходу
объяснения к теоретическому материалу, изученному на уроках.
Затем перейти к самостоятельной работе учащихся, результаты
которой обсуждаются совместно. Важно, чтобы при этом обсуждении
школьники поясняли свой ход выполнения задания. Двигаясь от
простых заданий к более сложным, учитель обязан учитывать
возрастные особенности детей, поэтому наборы задач для учащихся
9 и 10 классов должны несколько отличаться.
Примерное
тематическое планирование курса
|
№ темы |
Тема занятий |
Количество часов |
№ занятий |
|
1 |
Альтернативная
стоимость |
2 |
1-2 |
|
2 |
Кривая производственных
возможностей |
2 |
3-4 |
|
3 |
Абсолютное и
сравнительное преимущество. Специализация и обмен. |
2 |
5-6 |
|
|
Обобщение и
корректировка знания по темам 1-3 |
1 |
7 |
|
4 |
Равновесная цена
(графическая и аналитическая интерпретация).
|
2 |
8-9 |
|
5 |
Изменение равновесной
цены под влиянием рыночных и нерыночных факторов.
Дефицит и излишки. |
2 |
10-11 |
|
6 |
Выигрыш (излишек)
потребителя и Выигрыш (излишек) производителя. |
2 |
12-13 |
|
|
Обобщение и
корректировка знания по темам 4-6 |
1 |
14 |
|
7 |
Бухгалтерские и
экономические издержки. |
3 |
15-17 |
|
8 |
Банковский процент и
ставка процента |
3 |
18-20 |
|
|
Обобщение и
корректировка знания по темам 7-8 |
1 |
21 |
|
9 |
Реальные и номинальные
величины. |
1 |
22 |
|
10 |
Реальный и номинальный
уровень цен |
2 |
23-24 |
|
11 |
Реальный и номинальный
ВВП |
2 |
25-26 |
|
12 |
Расчет ВВП методом
потока расходов |
2 |
27-28 |
|
|
Обобщение и
корректировка знания по темам 9-12 |
1 |
29 |
|
13 |
Обменные курсы валют. |
2 |
30-31 |
|
|
Обобщение и
корректировка знания по темам курса |
1 |
32 |
|
|
Резерв |
2 |
|
Рекомендуемая литература
-
Вигдорчик Е.А., Нежданова Т.М.
Элементарная математика в экономике и бизнесе. – М.:
«Вита-Пресс», 1995.Винокуров Е.Ф., Винокурова Н.А. Экономика
в задачах: 50 непростых задач о предложении денег и средних
ценах, издержках и прибыли, спросе и предложении,
производстве и инфляции, экспорте и импорте. – М.:
Начала-Пресс, 1995.
-
Мерзляков В.Ф. Задачи и вопросы
по экономике: Кн. для учителя – М.: Просвещение, 1997.
-
Мицкевич А.А. Сборник заданий
по экономике: - М.: «Вита-Пресс», 1997.
-
Сборник математических задач по
экономике. Кн. для учителей и учащихся 6-11 классов /Под
общ. Ред. И.Б.Соловьевой, А.В.Будариной и др. – М.: Центр
инноваций в педагогике, 1997.
-
Практикум по основам
экономической теории: Учебное пособие для 10-11 кл.
общеобразоват. Учрежд. С углубленным изучением
экономики.Гос. унив. Высшая школа экономики; Под ред.
С.И.Иванова. – М.: Вита-Пресс, 1999.
-
Равичев С.А., Михеева С.А.
Современная экономика. Пособие для преподавателей и учащихся
старших классов. – М.: МЦЭБО, 1999.
-
Равичев С.А., Григорьев С.Э.,
Протасевич Т.А., Свахин А.С. Сборник задач по экономике с
решениямию – М.; Наталис, 1998.
|